Родителям дошкольников

Организация и методика проведения прогулки в детском саду

 Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста.

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Прогулка способствует умственному развитию, так как дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире.

Требования к продолжительност<wbr />и прогулки. Режим длительности проведения прогулок на улице.

Режим дня детского сада предусматривает ежедневное проведение дневной прогулки после занятий и вечерней — после полдника. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться. Общая продолжительност<wbr />ь её составляет 3 часа 20 мин – 4 часа.

— Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматриваетс<wbr />я максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна.

— В зимний период прогулки на воздухе проводятся 2 раза в день: в первую половину дня – до обеда, во вторую половину дня – перед уходом детей домой. В целях недопущения переохлаждения участков тела (лицо, руки, ноги) в холодную погоду, рекомендуется отправлять детей в помещение, отапливаемый тамбур на обогрев, не более чем на 5-7 минут. Зимние прогулки в детском саду для детей до 4 лет проводятся при температуре до -15° С, для детей 5-7 лет при температуре до -20°С.

-Время выхода на прогулку каждой возрастной группы определяется режимом воспитания и обучения. Запретом для прогулок является сила ветра более 15 м/с.

Требования к оборудованию и санитарному состоянию участка детского сада для проведения прогулок.

Для осуществления задач всестороннего развития детей большое значение имеет озелененный, в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями, спланированный и оборудованный участок. Желательно, чтобы каждая возрастная группа располагала отдельным участком, отгороженным от других групп кустарником. На этом участке выделяются места для проведения подвижных игр и развития движений детей (ровная площадка), для игр с песком, водой, строительным материалом, для творческих игр и игр с различными игрушками.

На участке должно быть оборудование для развития движений: заборчики для лазанья (трехгранные, четырехгранные и шестигранные), бревно для упражнения в равновесии, горка, инвентарь для упражнений в прыжках, метании. Все это должно иметь привлекательный вид, быть прочным, хорошо обработанным, закрепленным и соответствовать возрасту и силам детей. Кроме постоянного оборудования, на площадку выносятся игрушки, пособия в соответствии с намеченным планом работы. Игровые площадки заканчиваются дорожками, по которым дети могут кататься на велосипедах, самокатах.

Помимо игровых площадок на участке необходимо иметь закрытые беседки для защиты от дождя и солнца. При сухой и жаркой погоде полив участка, песка производится не менее 2-х раз в день. Уборка территории участка проводится воспитателями, помощниками воспитателя и младшими воспитателями, дворником ежедневно: утром до прихода детей и по мере загрязнения территории. У входа в здание следует иметь решетки, скребки, коврики, щетки. В зимнее время на участке следует устроить горку, ледяные дорожки и снежные сооружения, каток (если позволяют условия).

Подготовка к прогулке.

Перед выходом на прогулку воспитатель организовывает с детьми проведение гигиенических процедур: чистку носа, посещение туалетной комнаты.

Одевание детей нужно организовать так, чтобы не тратить много времени и чтобы им не приходилось долго ждать друг друга. Для этого необходимо продумать и создать соответствующие условия. Для каждой группы нужна просторная раздевальная комната с индивидуальными шкафчиками и достаточным числом банкеток, стульчиков или скамеечек, чтобы ребенку было удобно сесть, надеть рейтузы или обувь и не мешать при этом другим детям.

Одевать и раздевать детей при подготовке и возвращении с прогулки необходимо по подгруппам:

— воспитатель выводит в приемную для одевания первую подгруппу детей, в которую включает медленно одевающихся детей, детей с низкими навыками самообслуживания<wbr />;

— помощник воспитателя проводит гигиенические процедуры со второй подгруппой и выводит детей в приемную;

— воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а помощник воспитателя заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на участок к воспитателю;

— детей с ослабленным здоровьем рекомендуется одевать и выводить на улицу со второй подгруппой, а заводить с прогулки с первой подгруппой.

Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определенной последовательнос<wbr />ти. Сначала все они надевают рейтузы, обувь, затем платок, пальто, шапку, шарф и варежки. При возвращении с прогулки раздеваются в обратном порядке. Малышей помогает одевать няня, давая, однако, им возможность самим сделать то, что они могут. Когда у детей выработаются навыки одевания и раздевания, то они будут делать это быстро и аккуратно, воспитатель только помогает им в отдельных случаях (застегнуть пуговицу, завязать шарф и т. п.). Нужно приучать малышей к тому, чтобы они оказывали помощь друг другу, не забывали поблагодарить за оказанную услугу. Чтобы навыки одевания и раздевания формировались быстрее, родители должны дома предоставлять детям больше самостоятельност<wbr />и.

В летний период после возвращения детей с прогулки необходимо организовать гигиеническую процедуру – мытье ног.

Требования к одежде детей:

                                                       

— в любое время года одежда и обувь должны соответствовать погоде на данный момент и не должны способствовать перегреванию или переохлаждению детей;

Порядок хранения одежды в шкафчике: на верхней полке кладется шапка и шарф. Кофта, гамаши, колготки, теплые штаны, верхнюю одежду вешают на крючок. Рукавички на резинке должны быть передернуты через рукава и вешалку верхней одежды. Обувь ставят на нижнюю полку, сверху кладут носки.

Выходя на прогулку, дети сами выносят игрушки и материал для игр и занятий на воздухе.

Содержание детей на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста.

Чтобы дети охотно собирались на прогулку, воспитатель заранее продумывает ее содержание, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой.

Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.

Структура прогулки: (традиционная)

1.​ Наблюдение.

2.​ Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.

3.​ Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.

4.​ Труд детей на участке.

5.​ Самостоятельная игровая деятельность.

Последовательнос<wbr />ть структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.

Наблюдение.

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами.

В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.

Объектами наблюдений могут быть:

​ Живая природа: растения и животные;

​ Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);

​ Труд взрослых.

Наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т.д.) организуются 1-2 раза в квартал.

Виды наблюдения:

​ Кратковременные наблюдения организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными – характерные движения, издаваемые звуки и т.д.

​ Длительные наблюдения организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.

Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательнос<wbr />ть:

1. устанавливаются факты;

2. формируются связи между частями объекта;

3. идет накопление представлений у детей;

4. проводятся сопоставления;

5. делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.

Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений.

 

Подвижные игры.

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.

Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие, как бабки, кольцеброс, кегли, а в старших группах — элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой.

Время проведения подвижных игр и физических упражнений на утренней прогулке: в младших группах – 6 – 10 минут, в средних – 10-15 минут, в старших и подготовительных – 20-25 минут. На вечерней прогулке: в младших и средних группах – 10-15 минут, в старших и подготовительных – 12 -15 минут.

Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год)

В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя).

В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей).

В старшей и подготовительной группе проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.

Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.

Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные<wbr />, которых следует вовлекать в подвижные игры.

Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других — упражнение в равновесии, для третьих — спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков.

Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбужденным<wbr />и, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность засыпания, может быть причиной снижения аппетита.

Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения (упражнения). Летом — это езда на велосипеде, классики, зимой — катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.

Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Переобуваются, приводят костюм и прическу в порядок и идут в группу.

Прогулку можно провести совместно с детьми другой группы, поиграв в различные игры, прогулки на различные темы «В гости к муравью», «Березовая прогулка» (знакомство с березой, игры) идругие.

Особенности организации двигательной активности в зимний период:

— в холодный период года, воспитателю необходимо следить за тем, чтобы дети дышали носом. Носовое дыхание соответствует формированию у детей умения правильно дышать, предупреждает заболевание носоглотки;

— при низких температурах воздуха нецелесообразно организовывать игры большой подвижности, так как они приводят к форсированию дыхания, когда дети начинают дышать ртом. Не следует также в этих условиях проводить игры, требующие произнесения детьми в полный голос четверостиший, припевок, какого – либо текста.

Дидактические игры и упражнения.

Являются одним из структурных компонентов прогулки. Они непродолжительны<wbr />, занимают по времени в младшем возрасте 3-4 минуты, в старшем 5-6 минут.

Каждая дидактическая игра состоит: из дидактической задачи, содержания, правил, игровых ситуаций.

При использовании д/игры воспитатель должен следовать педагогическим принципам:

​ опираться на уже имеющиеся у детей знания;

​ задача должна быть достаточна трудна, но и в то же время доступна детям;

​ постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;

​ конкретно и четко объяснять правила;

Виды дидактических игр:

​ Игры с предметами (игрушками или природным материалом),

​ Словесные игры.

Приемом стимуляции детской активности являются различные дидактические упражнения. Они проводятся несколько раз в течение одной прогулки. Дидактическое упражнение может быть предложено детям в начале, в конце, а может вплетаться в ход наблюдения, например, «Принеси желтый листик», «Найди по листу дерево», «Найди дерево или кустарник по описанию» и т.д. Проводят их со всей группой либо с частью ее.

На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.

Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе НОД, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Происходит это в процессе сюжетно-ролевых игр.

Воспитатель поощряет игры в семью, космонавтов, пароход, больницу и др. Он помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал. Интерес к таким (творч. игры) играм развивается у детей с 3-4 лет. Расцвет ролевой игры начинается с 4-лет и наивысшего развития она достигает в середине дошкольного возраста (5-6 лет), а затем постепенно заменяется играми с правилами, возникающими после семи лет.

Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.

Трудовая деятельность детей на участке.

Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности – не превышали 5-19 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте.

Формами организации труда детей являются:

​ Индивидуальные трудовые поручения;

​ Работа в группах;

​ Коллективный труд.

Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.

Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.

В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Воспитатель поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, сбор камушков для поделок. Работу организует как «труд рядом», при этом дети не испытывают никакой зависимости друг от друга

В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы;

показ и объяснение всего задания – последовательные этапы.

У детей старшего возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательнос<wbr />ть операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя).

Индивидуальные поручения становятся длительными, например, собрать и оформить гербарий.

Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Надевают тапочки, приводят костюм и прическу в порядок и идут в группу.

 Целевые прогулки. Воспитатель организует наблюдения детей за общественной жизнью и явлениями природы и за пределами участка. С этой целью организуются целевые прогулки.

В младшей группе целевые прогулки проводятся раз в неделю на небольшое расстояние, по улице, где находится детский сад. Со старшими детьми такие прогулки проводятся два раза е неделю и на более далекие расстояния.

Детям младшей группы воспитатель показывает дома, транспорт, пешеходов, средней — здания общественного назначения (школа, Дом культуры, театр и т. п.). Со старшими детьми проводятся целевые прогулки на другие улицы, в ближайший парк или лес. Дети знакомятся с правилами поведения в общественных местах и правилами уличного движения.

На целевых прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность<wbr />. Движения на воздухе оказывают положительное влияние на физическое развитие. Длительная ходьба во время прогулки требует от детей определенной выдержки, организованности и выносливости.

Интегративный подход к проведению прогулок дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

Требования безопасности при организации прогулок на участке детского сада.

Перед выходом детей на прогулку воспитатель осматривает территорию участка на предмет соответствия требованиям безопасности в соответствии со своей должностной инструкцией.

Перед выходом на прогулку работники учреждения, занятые одеванием детей должны следить, чтобы дети не оставались долго одетыми в помещении во избежание перегрева. Следить за исправностью и соответствием одежды и обуви детей микроклимату и погодным условиям.

В случае усиления ветра до недопустимых параметров, ухудшения погодных условий (дождь, метель и др.) во время прогулки, воспитатель должен немедленно завести детей в помещение.

При проведении прогулки воспитатель следит, чтобы дети не уходили за пределы участка детского сада. В случае самовольного ухода ребенка немедленно сообщать о случившемся руководителю ДОУ, который организует поиски ребенка, ставит в известность Управление образования, милицию, родителей в соответствии со схемой оповещения.

В процессе прогулки воспитатель должен обучать навыкам безопасного поведения, правилам безопасного обращения с различными предметами.

При выборе игр воспитатель должен учитывать психофизические особенности детей данного возраста, предшествующую деятельность детей, погодные условия.

Запрещается:

​ Оставлять детей одних, без присмотра;

​ Использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки.

О каждом несчастном случае с ребенком воспитатель должен немедленно возвестить руководителя, родителей, при необходимости привлечь медицинский персонал для оказания первой медицинской помощи. При необходимости организовать доставку ребенка в отделение скорой помощи.

Инструкция проведения прогулок в детском саду.

1.​ Разработку прогулки начните с календарного планирования. Ее цели и задачи должны соответствовать текущим планам на данный период времени. Включите в программное содержание прогулки воспитательные, обучающие и развивающие задачи.

2.​ Подготовьте все необходимое оборудование для организации деятельности детей. Обратите внимание на выносной материал. Он должен соответствовать содержанию прогулки, отвечать требованиям безопасности. Кроме того, выносной материал должен быть подобран в соответствии с возрастом детей. Обязательно проверьте количество игрушек. Их должно хватить для всех детей. Недопустимо, чтобы кто-то из дошкольников испытал недостаток оборудования для игры.

3.​ Составьте краткий план прогулки и зафиксируйте его на карточке. Это позволит планомерно осуществить намеченные задачи. Кроме того, это облегчит проведение прогулки.

4.​ Обязательно настройте воспитанников на прогулку. Пусть они почувствуют радость от предстоящей деятельности. В таком случае она окажется продуктивной. Кроме того, хорошее настроение в сочетании с физическими упражнениями будет способствовать улучшению общего самочувствия дошкольников.

5.​ Подготовьте участок для проведения прогулки. На нем не должно быть ядовитых или колючих растений, грибов, кустарников с ягодами. Кроме того, необходимо убрать весь мусор с территории участка. В летнее время каждое утро необходимо поливать и перекапывать песок в песочнице. Это поможет подготовить песочницу к приходу детей, а также позволит обнаружить возможный мусор в песке.

6.​ При проведении прогулки обязательно чередуйте виды деятельности дошкольников. Прогулку начните с наблюдения. Это могут быть наблюдение за объектами живой и неживой природы, людьми разных профессий.

7.​ Включите в прогулку трудовую деятельность. Это может быть помощь ребят в расчистке участка от снега, осенью – листьев и т.д.

Как определить ребенка в учреждение дошкольного образования 

Процедура приема в учреждения дошкольного образования установлена в главе 5 «Прием, перевод и отчисление воспитанников» Положения об учреждении дошкольного образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 150 «Об утверждении Положения об учреждении дошкольного образования и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь» (далее – Положение). Так, в соответствии с пунктом 45 Положения прием лица в учреждение дошкольного образования осуществляется в течение календарного года при наличии в нем свободных мест и на основании следующих документов:
•заявления законного представителя воспитанника; 
• направления в государственное учреждение образования для освоения содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью (далее – направление), выданного местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения государственного учреждения дошкольного образования;
• медицинской справки о состоянии здоровья; 
• заключения врачебно-консультационной комиссии (для санаторных яслей-садов, санаторных детских садов, санаторных групп);
• заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (для специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания).

Согласно пункту 46 Положения комплектование групп и перевод воспитанников из одной группы в другую – ежегодно на начало учебного года (1 сентября).
Для постановки на учет и получения направления в учреждение образования родителям воспитанников (их законным представителям) необходимо обратиться в местный исполнительный и распорядительный орган (отдел (управление) образования, спорта и туризма) по месту нахождения государственного учреждения образования с паспортом или иным документом, удостоверяющим личность законного представителя ребенка¸ свидетельством о рождении ребенка (при его наличии – для детей, являющихся несовершеннолетними иностранными гражданами и лицами без гражданства, которым предоставлен статус беженца или дополнительная защита в Республике Беларусь, либо которые ходатайствуют о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь) (пункты 6.6, 6.7 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлению граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями»).

Что необходимо приобрести родителям воспитанников к учебному году

 

Что необходимо приобрести родителям в детский сад к новому учебному году:

– карандаши цветные;

– пастель 24 цветов;

– фломастеры;

– краски;

– розетки прозрачные для краски;

– кисти, подставки для кистей;

– салфетки для обсушивания кистей;

– баночки пластмассовые для промывания ворса кистей;

– палитру;

– губки для смывания краски с палитры;

– мелки;

– бумагу белую и цветную;

– пластилин;

– стеки;

– ножницы с тупыми концами;

– файлы;

– подносы для обрезков бумаги;

– картон;

– розетки для клея;

– салфетки;

– пластины (клеенки) для работы с клеем

(постановление Министерства образования Республики Беларусь «Об утверждении перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования» от 24.09.2007 г. № 50 (в редакции от 04.11.2009 г.)).

 

Каковы уважительные причины отсутствия ребенка

в учреждении дошкольного образования?

Подпунктом 5.6 пункта 5 статьи 79 Кодекса Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 года № 243-З определено, что досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе учреждения образования (в том числе учреждения дошкольного образования) осуществляется в случае длительного отсутствия (более тридцати дней) без уважительных причин на занятиях в течение учебного года.

Законодательством Республики Беларусь не установлен исчерпывающий перечень уважительных причин, по которым ребенок может отсутствовать в учреждении дошкольного учреждения и за ним будет сохранено место в этом учреждении.

Руководитель учреждения дошкольного образования вправе самостоятельно в каждом отдельном случае (с учетом конкретных обстоятельств) решать вопрос о том, являются ли те или иные причины отсутствия воспитанника в учреждении дошкольного образования уважительными. Решение о сохранении места воспитанника в учреждении дошкольного образования принимается в интересах детей. В случае возникновения разногласий этот вопрос решается отделом (управлением) образования, спорта и туризма, на территории которого находится учреждение дошкольного образования, которое посещает ребенок.

Как осуществляется оплата за питание детей в учреждениях дошкольного образования?

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 февраля 2008 года № 307 ”О размере и порядке взимания платы за питание детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования“ установлено, что плата родителей (законных представителей) за питание детей в учреждениях дошкольного образования, специальных дошкольных учреждениях, иных учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, финансируемых за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов, взимается в размере 100 процентов от действующих денежных норм расходов на питание в день на одного воспитанника в зависимости от возраста детей, вида и режима работы дошкольного учреждения.

Данным постановлением предусмотрены льготы по оплате питания. Так, в частности, оплата за питание

не взимается:

  • с родителей (законных представителей) детей-инвалидов, детей, страдающих онкологическими заболеваниями, больных туберкулезом, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования;
  • с членов семей лиц, перечисленных в подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 года «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 147, 2/1336), а именно:

военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, погибших (умерших) при исполнении воинского или служебного долга в Афганистане или в других государствах, где велись боевые действия, а также умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период боевых действий, кроме случаев, когда гибель (смерть) наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства или самоубийства, если оно не было вызвано болезненным состоянием или доведением до самоубийства;

военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), а также умерших в период прохождения военной службы (службы) вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, непосредственно связанных со спецификой несения военной службы (службы), кроме случаев, когда гибель (смерть) наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства или самоубийства, если оно не было вызвано болезненным состоянием или доведением до самоубийства.

При обращении к руководителю учреждения дошкольного образования для освобождения от платы за питание детей родителям (законным представителям) необходимо представить следующие документы:

удостоверение инвалида – для детей-инвалидов;

выписку из медицинских документов – для детей с онкологическими заболеваниями, больных туберкулезом, инфицированных вирусом иммунодефицита человека;

удостоверение о праве на льготы либо справку о праве на льготы –для членов семей лиц, перечисленных в подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 года «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан».

 

Плата за питание детей в учреждениях дошкольного образования снижается на 50 процентов:

  • для семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет;
  • для семей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения, в зоне с правом на отселение и в зоне проживания с периодическим радиационным контролем;
  • для опекунов, приемных родителей, родителей-воспитателей детских домов семейного типа, детских деревень (городков).

Для снижения платы за питание детей родители (законные представители) представляют руководителю учреждения дошкольного образования:

удостоверение многодетной семьи – для семей, в которых воспитываются трое и более детей в возрасте до 18 лет;

удостоверение на право представления интересов подопечного и справку о месте жительства и составе семьи.

При получении указанных документов на основании письменного заявления родителей (законных представителей) учреждением дошкольного образования запрашиваются:

справка о месте жительства – для семей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения, в зоне с правом на отселение и в зоне проживания с периодическим радиационным контролем

справка о месте жительства и составе семьи – для опекунов, приемных родителей, родителей-воспитателей детских домов семейного типа, детских деревень (городков).

Вариант 1. В семье воспитывается трое детей 5-ти лет, 14-ти лет и 17 лет. За питание ребенка, получающего дошкольное образование, плата снижается на 50 процентов, так как он воспитывается в семье, имеющей статус многодетной.

Вариант 2. В семье воспитывается трое детей 4-х лет, 12-ти лет и 18 лет. За питание ребенка, получающего дошкольное образование, плата взимается в размере 100 процентов от действующих денежных норм расходов на питание в день на одного воспитанника в зависимости от возраста детей, вида и режима работы дошкольного учреждения, так как старшему ребенку исполнилось уже 18 лет, что влечет за собой утрату статуса многодетной семьи.

Вариант 3. Семья, воспитывающая двух детей дошкольного возраста, проживает на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения. Так как в данной ситуации имеются два основания для получения льготы по оплате за питание – 50 процентов для семей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения, и 30 процентов – для семей, имеющих двух детей, получающих дошкольное образование, льгота предоставляется по выбору родителей по одному из оснований.

 

Плата за питание снижается на 30 процентов для семей, имеющих двух детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования.

Для снижения платы за питание детей родители (законные представители) представляют руководителю учреждения дошкольного образования справку о том, что ребенок является обучающимся, – для семей, в которых воспитываются двое детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования.

На основании письменного заявления родителей (законных представителей) учреждением дошкольного образования запрашивается справка о месте жительства и составе семьи.

Вариант 1. В семье воспитывается двое детей: один ребенок посещает группу учреждения дошкольного образования, второй – первый класс учреждения общего среднего образования, находящегося на базе учреждения дошкольного образования. В данном случае только один ребенок получает дошкольное образование, поэтому родители оплачивают 100 процентов от действующих норм расходов на питание в день на одного воспитанника в зависимости от возраста детей, вида и режима работы дошкольного образования.

Вариант 2. В семье два ребенка дошкольного возраста, один из которых приемный. Оба ребенка посещают учреждение дошкольного образования. За питание приемного ребенка плата снижается на 50 процентов, за питание родного ребенка дошкольного возраста плата взимается в размере 100 процентов от действующих денежных норм расходов на питание в день в зависимости от возраста детей, вида и режима работы дошкольного учреждения.

Вариант 3. В семье воспитываются трое детей дошкольного возраста, один из которых приемный. Все дети посещают учреждение дошкольного образования. За питание приемного ребенка плата снижается на 50 процентов, за питание двух родных детей, получающих дошкольное образование, – на 30 процентов.

Вариант 4. В семье два ребенка дошкольного возраста, один из которых имеет статус инвалида. За питание ребенка-инвалида в учреждении дошкольного образования плата не взимается, а плата за питание второго ребенка, получающего дошкольное образование, снижается на 30 процентов.

Вариант 5. В семье воспитывается двое детей дошкольного возраста. Один из них получает дошкольное образование, второй –специальное образование на уровне дошкольного образования (например, посещает группу для детей с тяжелыми нарушениями речи). В данном случае плата за питание каждого ребенка снижается на 30 процентов, так как один ребенок получает дошкольное образование, а второй –специальное образование на уровне дошкольного образования.

Вариант 6. В семье воспитывается двое детей – одному ребенку 1,5 года, который находится дома с мамой (мама – в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет). Второй ребенок 5-ти лет посещает учреждение дошкольного образования. Плата за питание старшего ребенка взимается в размере 100 процентов, так как только один ребенок из данной семьи получает дошкольное образование.

Решение об освобождении от платы за питание либо ее снижении принимается в течение пяти дней со дня подачи заявления (на основании приказа руководителя дошкольного учреждения).

Плата за питание детей, посещающих дошкольные учреждения по гибкому режиму, группы кратковременного пребывания, устанавливается из расчета: завтрак — 30 процентов, обед — 40, полдник — 10, ужин – 20 процентов от установленных денежных норм расходов на питание в день на одного воспитанника. Для расчета платы за питание по гибкому режиму родителю (законному представителю) воспитанника необходимо написать заявление на имя руководителя учреждения дошкольного образования.

При расчете платы за питание детей не учитываются дни, когда дети не получали питания по причине их отсутствия в дошкольном учреждении. Родители (законные представители) воспитанника обязаны накануне письменно либо устно уведомить педагогических работников дошкольного учреждения о предстоящем отсутствии ребенка.

 

Перевод воспитанника в другое учреждение дошкольного образования

Пунктами 49-50главы 5 Положения об учреждении дошкольного образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 150 (далее – Положение), определено, что перевод воспитанника в другое учреждение дошкольного образования осуществляется:

по инициативе законного представителя воспитанника;

в случаях прекращения деятельности учреждения дошкольного образования с согласия законного представителя воспитанника.

В случае перевода воспитанника в другое учреждение дошкольного образования законный представитель воспитанника подает заявление на имя руководителя учреждения дошкольного образования, в которое он желает перевести ребенка, и документы, предусмотренные пунктом 45 Положения:

заявление законного представителя воспитанника;

направление в государственное учреждение образования для освоения содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, выданного местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения государственного учреждения дошкольного образования;

медицинскую справку о состоянии здоровья;

заключение врачебно-консультационной комиссии (для санаторных яслей-садов, санаторных детских садов, санаторных групп);

заключение государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (для специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания).

Учреждение дошкольного образования не вправе препятствовать переводу воспитанника, законный представитель которого изъявил желание перевести его в другое учреждение дошкольного образования.